Мануальный терапевт

Мануальная терапия у детей

       Начиная разговор о мануальной терапии у детей, надо обратиться к периоду беременности и родов, самому важному основополагающему в дальнейшей жизни рождающегося человека. В нашей стране институт помощи новорожденным стоит на основе сохранения жизни новорожденного. Теперь для выхаживания, практически, не имеет значения срок внутриутробного развития ребенка, на котором он рождается! Хотя качество жизни этих детей часто не поднимается выше уровня инвалидности.
       Сам акт родов для доношенного плода, так или иначе является травматичным, все структуры испытывают мощнейшие перепады давления от длительной компрессии до моментальной декомпрессии в момент появления ребенка на свет, что требует высокой эластичности тканей, и достаточной устойчивости к гипоксии, неизбежной в условиях снижения плацентарного кровообращения во время сокращений матки. Практически все дети, рождающиеся в более-менее благоприятном состоянии, то что называется с хорошей оценкой жизнеспособности по шкале Апгар, имеют те или иные механические деформации, чаще всего краниоцервикального и люмбосакрального переходов.
       В пределах первых трех месяцев развития внимательные мамы, замечают вынужденное положение головки ребенка с поворотом в одну сторону, частое беспокойство, плач ребенка при перекладывании или попытке поворота головы в прямое положение, неравномерность двигательной активности конечностей, позднее становление физиологических позотонических и двигательных рефлексов. Участковые педиатры, не особенно обращают внимание на эту патологию, самое лучшее, что они могут сделать - это направить ребенка к неврологу или ортопеду-травматологу. Но часто это случается уже на втором, третьем месяце жизни, когда наступает компенсаторная деформация виде косоголовости. Самый продуктивный период лечения этих нарушений - первые две недели от момента рождения. В последующем дети часто страдают от головных болей, болей в спине и пояснице.
      Для детей более старшего возраста, без явных анатомических деформаций в период новорожденности, в том или ином периоде характерны головные боли, разной локализации и степени интенсивности, особенно это касается первоклассников. Эти дети делятся на две группы по особенностям болезненных проявлений: первая группа - астеничные, утомляемые, сенситивные и вторая группа - чрезмерно подвижные, достаточно физически развитые, имеющие проблемы поведения, дисциплины. И те и другие, обычно, не очень успешны в освоении школьной программы, головные боли разной степени интенсивности есть и у тех и других. Причина выясняется при первом профилактическом осмотре - это нарушение осанки. Ортопеды обычно обращают внимание на сколиозы II степени. Детям назначается ЛФК, массаж, медикаментозная терапия. Как правило эффект получается недостаточный и непродолжительный. В этом смысле, проведение комплексного лечения с использованием мануальной терапии имеет несравненно лучшие результаты, с перспективой излечения до степени - практически здоров. Но нельзя говорить, что полечился один раз и на всю жизнь. Человек это подвижная система, постоянно подвергающаяся отрицательным физическим, химическим и психосоциальным воздействиям, которым наше тело и нервная система может адекватно противостоять, в этом случае появляются те или иные болезненные проявления и мануальная терапия в части случаев может быть весьма эффективной.
      В заключение могу сказать, что все желающие могут время от времени, иногда даже с профилактической целью обращаться к этому древнему виду врачевания, зародившемуся в России, усвоенному в Европе, получившему развитие в Америке и вернувшегося к нам в виде научно обоснованного метода лечения
 
Е.А. Чимытова, к.м.н.
`